Рекомендации психолога

Оглавление:

1. Психологические аспекты межличностного взаимодействия

2. Основы невербального поведения

3. Кодекс поведения в конфликте

4. Приемы  устранения  кратковременного  стресса


I. Психологические аспекты межличностного взаимодействия

 

В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и прочим, то есть осуществляют коммуникацию. Поскольку в процесс общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

Анализ осознания себя через другого включает три стороны: идентификацию, эмпатию и рефлексию.

Идентификация (от лат. “identificare” – отождествлять) – это процесс неосознаваемого уподобления себя партнеру по общению. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия (от греч. “empathea” – сопереживание) также определяется как особый способ восприятия другого человека. Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, не столько “продумывается”, сколько “прочувствывается”, суть которой состоит также в умении, способности сопоставить себя с другим, поставить на его место, то есть учесть его позицию, точку зрения, подход. Способность к эмпатии как аффективной — в форме вчувствования, так и когнитивной – в форме вдумывания определяет адекватность понимания партнера по общению.

Под рефлексией (лат. “reflexio” – обращение назад) понимается осмысление действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, а знание того, как другой понимает меня.

Говоря о содержании межличностного восприятия, необходимо помнить, что механизмы социальной перцепции могут привести к ошибкам, если не обладать высокой самокритичностью и большим опытом. Дело в том, что восприятие и понимание человека человеком носит личностный, субъективный, подчас пристрастный характер. На восприятие другого человека может оказывать большое влияние психологическая установка. В социальной психологии под установкой понимается предрасположение индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности. Особенно велика роль установки (и вероятность ошибки) при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Широко известны результаты опыта психологов, в которых восприятие фотографии одного и того же человека предварялось сообщением, в одном случае “это преступник”, в другом – “это известный ученый”, что обусловливало совершенно разные описания психологического портрета одного и того же человека.

 

Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей

1) Вера в “первый взгляд”. Повсеместно бытует убеждение, что первое впечатление – самое верное. На самом деле первое впечатление не всегда верно, поскольку опирается не на проникновение в характер нового знакомого, а на наши собственные подсознательные ожидания, слабости и часто протекает на чувственном уровне. Человек, который воспринимается, получает оценку в виде штампа “приятный - неприятный”. Люди симпатичные и приятные в общении часто кажутся умнее и интеллигентнее тех, кто этими чертами не обладает. Поэтому возможны ошибки в оценке личности по первому впечатлению.

2) Стереотипизация. Любой социальный стереотип – это, в известной мере, порождение и принадлежность группе людей. Отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к той или иной группе. Наиболее известны этнические, национальные, профессиональные, ролевые, половые, возрастные, статусные стереотипы.

3) Мнение других людей. Нередко даже самого общего и отрывочного чужого мнения о человеке достаточно, чтобы оно подействовало на нашу оценку. Если нам дали самую поверхностную характеристику, то при встрече мы стараемся уложить поведение человека в рамки чужого, возможно не совсем объективного мнения. Вспомните типичную ситуацию: учитель охарактеризовал ученика “умницей”, и он в дальнейшем зачастую “обречен” на золотую медаль, а другого “тупицей, хулиганом. Поэтому следует учитывать мнение о ком-либо, полученное не от одного человека, знающего его, а от нескольких, и составлять некоторое усредненное мнение.

4) Психическое состояние. Человек в хорошем настроении всех окружающих его лиц оценивает в основном в светлых тонах и сам вызывает у них симпатию, а пребывающий в депрессии, не только сам видит все в сером цвете, но и к себе вызывает неприязненное отношение. Подобное может случиться и при восприятии конкретного человека.

5) Упрощение. Подсознательно идет отбор поступающей извне информации, в результате которого мы замечаем, осмысливаем и запоминаем только те явления, которые имеют для нас наибольшее значение. Поэтому в поведении каждого отдельного человека мы учитываем лишь часть тех моментов, которые существенны для нас в межличностном общении.

6) Проекция. Суть этой ошибки состоит в том, что другому человеку приписываются собственные чувства или мысли, тем самым желаемое выдается за действительное. Например, если руководитель карьерист, то он будет подозрительно анализировать каждое слово своих подчиненных и находить в них тот смысл, которые подчиненные и не думали в них вкладывать.

7) Каузальная атрибуция. Известно, что у каждого человека есть свои “излюбленные” схемы причинности, то есть привычные способы объяснения чужого поведения. Итак, атрибуция представляет из себя систему способов приписывания партнеру по общению причин или образцов поведения, неким личностных характеристик, осуществляемых вынужденно, в силу нeхватки сведений.

Характер и степень атрибуции, приписывания зависят от следующих особенностей оцениваемого поведения: 1) когда нетипичное поведение предполагает возможность различных интерпретаций; 2) когда социально неприемлемое поведение предполагает возможность разной трактовки его причин.

Таким образом, в межличностном взаимодействии следует учитывать ошибки восприятия и не делать скоропалительных выводов о своем собеседнике во избежание возникновения конфликтных ситуаций.

 

II. Основы невербального поведения

Подчеркивая определенную связь внутреннего, психологического содержания  личности с внешними, морфологическими особенностями  строения лица,  следует  помнить,  чувства и эмоции любого человека проявляется в различных  движениях,  позах, мимике, и внимательный человек может оценить психическое состояние собеседника, просто понаблюдав за ним некоторое время, то есть при помощи визуальной психодиагностики.

Используя особенности мимики и различные жесты можно также передать окружающим информацию о своем состоянии или отношении к определенному объекту. В этом случае мы говорим о средствах невербальной коммуникации.

Первой ступенькой на пути овладения человеком средствами невербальной коммуникации является осознание и учет наличия в собственном поведении и в поведении других людей неосознаваемых «сигналов» о психологических состояниях, передаваемых по невербальным каналам. Научившись их контролировать, человек легче достигнет тех целей, которые ставит перед собой.

Приближение – удаление

Еще И.А. Сикорский отмечал, что приближение к предмету и удаление от него принадлежит к числу основных, первобытных реакций организма и является одним из самых глубоких состояний.

Характер взаимодействия и взаимоотношения людей определяют некоторые оптимальные расстояния, между ними. Холл определил несколько так называемых зон общения – концентрических пространств с субъектом общения в центре.

1. Интимная зона – от 0 до45 см. Используется при общении самых близких людей.

2. Личная зона – от 45 до120 см. Используется в обыденном общении со знакомыми людьми.

3. Социальная (деловая) зона – от 120 до400 см. Эта зона оказывается предпочтительной в общении с чужими людьми и при официальном общении.

Важно отметить, что Холл указывал на то, что расстояние, предпочтительное для той или иной формы общения, избирается человеком в значительной мере неосознанно. Тем не менее, человек почти всегда так или иначе реагирует, если принятое им расстояние «нарушается».

Данные, полученные Холлом, в целом соответствуют проявлениям этого феномена в нашей культуре. Официальная зона общения русских и белорусов определяется обычно расстоянием, равным длине двух рук, протянутых для рукопожатия, а зона дружественная – длине двух согнутых в локте рук.

Нарушение границ зон общения вызывает определенный психологический дискомфорт и мешает установлению психологического контакта между людьми.

Ориентация

В зависимости от целей общения, человеку необходимо уметь правильно выбирать угол, под которым проходит общение. Психологический контакт легче всего устанавливать, расположившись по диагонали.

При конфликтном взаимодействии между людьми наиболее продуктивно взаимодействие при расположении друг против друга. Правда, для этой рекомендации существует одно ограничение, связанное с понятием «силы личности». Общение в положении друг против друга продуктивно только в том случае, если в данной ситуации вы осознаете свою правоту и превосходство перед оппонентом.

Поза

Поза человека в силу того, что она меньше чем мимика или голос поддается сознательному контролю, является очень информативным признаком отношений. Анализ позы включает несколько параметров.

Раскованность позы включает ассиметричное расположение рук и ног; наклон вбок и/или положение собеседника сидя, откинувшись, и специфическое расслабление рук и шеи. Эта группа сигналов связана прежде всего с различием в статусе между общающимися. Обычно ощущение более высокого статуса сопровождается большей раскованностью.

Наклон к партнеру вперед выражает более положительную позицию, при этом по отношению к приятному партнеру люди располагаются более прямо, чем к неприятному. В целом, в ситуациях сотрудничества в такой позе расстояние короче, а поворот менее прямой. Таким образом, для демонстрации положительного отношения необходимо быть сдержанным (не раскованным), обозначить наклон вперед к человеку, с которым мы хотим установить психологический контакт, и корпус несколько повернуть, обозначив диагональ.

Соответственно, наклон корпуса назад, раскованность и расположение напротив человека будут свидетельствовать об отрицательном отношении оппонента и демонстрации им своего более высокого статуса.

Взгляд

Взгляд как диагностический признак в распознавании характера, склонностей и состояний человека используется с древних времен. Аристотель писал: «Глаза то бегают, то неподвижны, то занимают середину между тем и другим; первое указывает на неуверенность, второе – на бесстыдство, последнее – на доброту».

Современные представления о роли глаз и взгляда в передаче невербальной информации менее категоричны. Но, тем не менее, глаза являются важнейшим источником информации о внутреннем состоянии и отношении человека.

Человеку необходимо учитывать, что желание установить с партнером по общению психологический контакт должно сопровождаться частым контактом глаз.

Нежелание контактировать, быть откровенным, отчужденность и негативизм в отношении к партнеру выражаются в опущенных веках и отведенном в сторону или в пол взгляде.

Недоверие, опасение, выжидание выражаются наклоном головы вниз, при этом глаза подняты на оппонента, и выражение лица настороженное. Недоверие, настороженность, подозрительность могут выражаться и иначе: голова немного наклонена вниз и в сторону, взгляд искоса направлен партнера.

Растерянность человека выражается в частом и быстром закрывании и открывании глаз.

Выражение лица (мимика)

Мимика играет важную роль в передаче невербальной информации. Однако следует отметить, что лицевые мышцы легко поддаются сознательному контролю, что подмечено народной мудростью застойного периода: «Нет хвоста – виляй улыбкой».

Позитивное отношение, принятие человека лучше передается мимикой, чем голосом и, следовательно, выражение лица является более информативным и надежным признаком отношения, чем голос. Необходимо отметить, что в целом, через мимический и голосовой каналы отрицательное отношение передается и считывается легче, чем положительное, а в ситуациях конфликтов отрицательные чувства вообще чаще передаются по невербальным каналам.

Кивки

Кивки являются социальными подкрепляющими агентами, которые могут служить средством для преобразования поведения партнера.

Кивок головой – способ выразить согласие или уважение к человеку, знак положительного отношения к нему. Соответственно, движения головы в сторону говорят о несогласии с собеседником. Ценность подобного рода социальных агентов заключается в том, что чаще всего их проявление бывает неосознанным, они опережают речевые высказывания, которые могут по каким-то причинам и не прозвучать.

Невербальные аспекты речи

Интонация, ударение, паузы, ритм – выполняют функцию выделения смысловых акцентов высказываний, особое значение они приобретают при реализации психологического воздействия. Умение человека преодолевать защитные барьеры в сознании собеседника, привлекать внимание к главным смысловым моментам высказывания, существенно повышают эффективность воздействия.

Тон, тембр голоса, особенности выговора, речевые ошибки – служат диагностическим средством в определении эмоционального состояния, особенностей темперамента и характера, принадлежности к той или другой социальной группе. В анализе поведения человека при этом наиболее важным показателем изменения значимости происходящего являются моменты смены эмоциональных состояний.

Внешний вид

В восприятии внешнего вида можно выделить два аспекта — социальный и психологический. На психологическом уровне внешний вид характеризует определенные индивидуальные и личностные особенности человека и поэтому внешний вид является психологически информативным признаком. В формировании первого впечатления о незнакомом человеке внешний вид играет важную роль.

Жесты

Особую группу среди средств невербальной коммуникации составляют жесты. В социальной психологии под жестами понимают «определенные, более или менее разграниченные, отчетливо воспринимаемые и описываемые свойства общей моторики, преимущественно поверхности тела (лица – мимика, всего тела –пантомимика, рук и кистей – жестикуляция)».

Жесты человека связаны в большей степени с эмоциональными реакциями, чем с мышлением. Они являются выражением поступков и связанных с ним эмоциональных состояний, то есть индивидуально психической составной частью действия. А поскольку эмоциональные реакции являются как бы вводной частью действия, понимание языка жестов позволяет «считывать» не только не выполненные действия, но и маскируемые эмоциональные реакции.

Жест выполняет коммуникативную функцию в силу того, что он связан с действием, а действия человека, как известно, не только предметны, но и социально направлены.

В зависимости от выполняемых функций кинетическая активность человека подразделяется на жестикуляцию и самостимулирующие движения. При этом в силу социальной направленности жестикуляция появляется только тогда, когда человек общается с другими людьми.

Необходимо учитывать, что процесс высказывания имеет два взаимосвязанных канала выражения: через речь и через движения тела. При этом жестикуляция имеет тенденцию предшествовать соответственным речевым отрезкам.

Кроме того, диагностическая ценность жестов заключается в их спонтанности и непосредственности: собеседник едва ли осознает, что он жестикулирует.

Свободная жестикуляция партнера по общению свидетельствует об ощущении им психологического комфорта, безопасности, положительного отношения. Жестикуляция интенсифицируется в случае эмоционального подъема или волнения человека, что в свою очередь говорит о значимости для него происходящего.

Отрицательное отношение к оппоненту, нежелание контактировать, замкнутость сопровождаются «скупой» жестикуляцией или полным ее отсутствием.

Диагностическом признаком психологической дистанции между людьми является наличие в процессе общения так называемых доречевых жестов. Наличие жестов, предшествующих речевым высказываниям, указывает на существование доверия и взаимопонимания, и наоборот, их отсутствие свидетельствует о настороженности и недоверии.

III. Кодекс поведения в конфликте

 

1. Дайте оппоненту «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно.

Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он – страдающий человек независимо от того, кто он. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хорошем настроении люди не кидаются друг на друга.

Наилучший прием в эти минуты – представить, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты изолирован, как в защитном коконе. Немного воображения, и этот прием срабатывает.

2. Потребуйте от оппонента спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: «То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?».

3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Сделайте комплимент («В гневе вы еще красивее... Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации...»). Выразите сочувствие: например, тому, что он (она) потерял слишком много.

Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.

4. Не давайте оппоненту отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах.

Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым».

Не говорите: «Вы грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».

5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема – это то, что надо решать. Отношение к человеку – это фон или условия, в которых приходится решать. Неприязненное отношение к оппоненту могут заставить вас не захотеть решать. А вот этого делать нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.

6. Предложите оппоненту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.

Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. Потом из него выберите лучший.

При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Вы и оппонент должны быть удовлетворены взаимно. И вы оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным.

Если не можете договориться о чем-то, то ищите объективную меру для соглашения.

7. В любом случае дайте оппоненту «сохранить свое лицо». Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам. Можно сказать: «Вы уже дважды не выполнили свое обещание», но нельзя говорить: «Вы – необязательный человек».

8. Отражайте как эхо смысл высказываний и претензий оппонента. Кажется, что все понятно, и все же: «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать...?», «Позвольте я перескажу, чтобы убедиться, правильно ли я вас понял или нет». Эта тактика устраняет недоразумения, и кроме того, она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже уменьшает его агрессию.

9. Держитесь в позиции «на равных». Большинство людей, когда на них кричат или их обвиняют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого. Обе эти позиции (сверху – «родительская» или снизу – «детская») неэффективны.

Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности (позиция на равных – «взрослая»). Она удерживает и партнера от агрессии, помогает обеим не «потерять свое лицо».

10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает оппонента, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.

11. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с «врагом». Работа мысли останавливается. Если человек не думает, рациональная часть мозга выключается, незачем и пытаться что-то доказывать. Это – бесполезное, пустое занятие.

12. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное – замолчите. Не от «противника» требуйте: «Замолчи!... Прекрати!», а от себя! Добиться этого легче всего.

Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла — с кем ссориться?

Если же ни один из участников не склонен замолчать, то обоих очень быстро захватывает отрицательное эмоциональное возбуждение. Напряжение стремительно возрастает. В таком «диалоге» взаимные реакции участников только подливают масла в огонь. Чтобы погасить это возбуждение, нужно убрать то, что его разжигает.

Молчание не должно быть обидным для партнера. Если же оно окрашено издевкой, злорадством или вызовом, оно может подействовать как красная тряпка на быка. Чтобы скандал прекратился, нужно молчанием игнорировать сам факт ссоры, отрицательное возбуждение партнера, как если бы ничего этого не было.

13. Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера: «Ну вот, полез в бутылку!... А чего ты нервничаешь, чего злишься?... Чего ты бесишься?». Подобные «успокаивающие» слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.

14. Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы. Известны трагические случаи, вызванные именно оскорбительным словом «под занавес».

15. Говори, когда оппонент остыл. Если вы замолчали, и оппонент расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Позиция отказавшегося от ссоры должна исключать полностью что бы то ни было обидное и оскорбительнее для партнера. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона

16. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушить отношения. Выразите свое уважение и расположение оппоненту и выскажите соглашение по поводу возникших трудностей. И если вы сохраните отношения и дадите партнеру «сохранить свое лицо», вы не потеряете его для будущего общения.



IV. Приемы  устранения  кратковременного  стресса

Упражнение 1. Простые утверждения.

Этот способ относится к числу способов, снимающих напряжение. Повторение коротких простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:

• Сейчас я чувствую себя лучше.

• Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.

• Я могу управлять своими внутренними ощущениями.

• Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.

• Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства.

• Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке. Постарайтесь придумать свои собственные формулировки. Делайте их краткими и позитивными; избегайте негативных слов типа "нет" и "не получается". Очень важно повторение. Повторяйте свои утверждения ежедневно по несколько раз вслух или записывайте на бумаге.

Упражнение 2. Передышка.

Обычно когда мы расстроены, то начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из основных способов "выбросить из головы".

Отложите в сторону все проблемы, которые вас беспокоят. Вы сможете вернуться к ним, когда пожелаете, но нет беды в том, чтобы дать себе передышку. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если вам так больше нравится. Считайте до пяти, пока делаете вдох, и до семи, когда выдыхаете (затраты большего количества времени на выдох создают мягкий, успокаивающий эффект). Представьте, что когда вы наслаждаетесь этим глубоким неторопливым дыханием, все ваши беспокойства и неприятности улетучиваются.

Передышка – это техника релаксации. Но вместе с тем она может являться и средством, отвлекающим внимание, уводящим мысли от наших проблем хотя бы на некоторое время.

Упражнение 3. Думайте нежно.

Эта техника релаксации позволяет расслабить какую-то конкретную часть тела. С помощью воображения она снимает физическое напряжение.

Направьте внимание на напряженную мышцу. Вообразите, что она превращается во что-то мягкое. Можете представить себе горящую свечу, которую вы держите в руке. Воск тает, и капля за каплей капает вам на руку. Вы ощущаете его тепло. Ваши мышцы начинают расслабляться (некоторые люди представляют, как их напряженные мышцы превращаются в глину, хлопок, поролон или вату).

Вы можете использовать любые образы и картины, ассоциирующиеся с миром и доверием. Например, представить себя в виде свернувшегося клубочком спящего котенка. А может вам понравится мягкая сила урчащего от удовольствия льва или львицы. Чтобы расслабить лицо, вы можете представить его себе в виде роскошного цветка. Мысленно нарисуйте его прекрасные лепестки и блестящую зелень листвы. Цветок нежен и свеж, и вы можете ощутить его аромат. Сделайте глубокий вдох и плавный выдох, представляя себе при этом, как уходит напряжение.

Можно также ассоциировать свои ощущения с действиями над различными неодушевленными предметами. Например, отчаяние представить в виде туго натянутой резинки. Если вы отпустите один ее конец, она сожмется, и отчаяние исчезнет. Представьте свою проблему в виде лески, которая зацепилась в воде за корягу. Вы отрезали леску, и проблема уплыла. Вообразите, что вы держите ваши несчастья в руке. Медленно раскройте ладонь и дайте несчастьям улетучиться.

Упражнение 4. Вопросы к самому себе.

Нейтрализует средства, блокирующие ощущение счастья, путем создания новых перспектив в ситуации прессинга. Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующие вопросы:

• Это на самом деле такое большое дело?

• Подвергается ли в данный момент риску что-либо по-настоящему важное для меня?

• Действительно ли это хуже, чем то, что было прежде?

• Покажется ли это мне таким же важным через две недели?

• Стоит ли это того, чтобы так переживать?

• Стоит ли за это умереть?

И, наконец, классический вопрос: "Что самое худшее может случиться и смогу ли я справиться с этим?".

Упражнение 5. Ваши ценные качества.

Это упражнение противостоит присущей нам тенденции критиковать себя, подкрепляет веру в себя конкретными, позитивными утверждениями.

Составьте список ваших ценных качеств, можно внести в него и какие-то из перечисленных ниже пунктов.

• Я забочусь о своей семье.

• Я хороший друг.

• Я достиг кое-чего в жизни.

• Я помогаю людям.

• Я хочу добиться успеха.

• Я признаю свои ошибки.

• Я стараюсь вести себя интеллигентно.

• Я стараюсь не совершать больше ошибок, которые делал прежде.

• Я довольно привлекателен.

• Я стараюсь жить в нравственной чистоте и быть добрым к людям.• Я талантлив в некоторых областях.

• Я стал лучше понимать себя.

Напишите этот список на листе бумаге и носите его всегда с собой. Когда вы почувствуете себя подавленно, достаньте его и сосредоточьте внимание на своих сильных сторонах. Приведите примеры своего положительного поведения. (Еще лучше рассказать их вслух или записать). Все это значительно усилит вашу уверенность в себе.